Педагогами и специалистами отделения социальной реабилитации (временный приют) создана и апробируется программа социализации воспитанников «Учимся жить».
Цель: содействие успешной социальной адаптации и самореализации выпускников Центра социальной помощи семье и детям.
Программа «Учимся жить» включает в себя блоки по формированию ключевых жизненных навыков:
Блоки в программе распланированы по возрастам: от 6 до 10 лет, от 11 до 14 лет, от 15 до 18 лет.
Итоги работы за 10 месяцев работы:
- 6 специалистов участвовали в семинаре «Обучение навыкам, как часть системы подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни, которую проводил детско-юношеский психотерапевт Центра семейной терапии и консультирования г. Нижний Тагил Дмитрий Александрович Винокуров. На семинаре мы отрабатывали пошаговое формирование навыка воспитанника, что помогло при разработки своей программы.
- 2 специалиста прошли обучение в ГАУ «ЦСПСиД «Гнездышко» Кировского района г. Екатеринбурга» по апробации «Модели постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
- 4 специалиста прошли образовательные программы повышения квалификации по обеспечению информационной безопасности детей в сети «Интернет»
- 3 специалиста участвовали в вебинаре по реализации «Модели постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
- психолог принимал участие в вебинаре по психологическому сопровождению воспитанников, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей
от 7 до 10 лет – 63 несовершеннолетних - 57%,
от 11 до 14 лет – 37 – 33%,
от 15 до 18 лет – 11 подростков – 10%.
Из них 9 детей, оставшихся без попечения родителей:
от 7 до 10 лет – 2 несовершеннолетних – 22%
от 11 до 14 лет – 3 – 33%
от 15 до 18 лет –4 подростка – 44%.
Из них 4 мальчика, 5 девочек.
Из них обучаются в школе 6 человек, в колледже – 2 человека, 1 – неорганизован.
2 участника апробации привлекались к уголовной ответственности.
- психолого-педагогические трудности: проблемы с выстраиванием взаимоотношений с окружающими, сверстниками, сложности в уходе за собой, сложности в усвоении образовательной программы
- не сформированы жизненно-важные навыки
- привлечение к уголовной ответственности
- отсутствие жилья или трудности при наличии жилого помещения в другом городе (в получении информации о состоянии жилья)
- задержка психического развития
Рассматривая показатели, можно сделать вывод, что в большинстве случаев удалось только частично сформировать некоторые навыки безопасности, навыки здоровья и гигиены, навыки ведения домашнего хозяйства, психолого-педагогические (4 группы навыков).
Либо не сформированы, либо частично сформированы 3 группы навыков – навыки финансовой грамотности, правовые навыки, общеобразовательные.
Т.е. есть необходимость продолжения работы по формированию жизненно-важных навыков воспитанников.
Выводы о реализации Модели постинтернатного сопровождения:
подготовку детей – сирот, лиц из числа детей – сирот, в рамках стационарного обслуживанияк самостоятельной и дальнейшей социализации в обществе продолжать.
Формирование жизненно-важных навыков – это длительный процесс, который должен идти непрерывно, с единым подходом (Один и тот-же навык одновременно на каждой возрастной группе), с постоянными педагогами.